Кадры
Восстановление
Облако тегов
Легкий фитнес |
На российском рынке спортивно-оздоровительных услуг в последние несколько лет сформировался отчетливый тренд: главной точкой роста стали женские фитнес-центры и велнес-студии
В чем суть этих концепций? Женский фитнес-центр — это небольшое заведение, предлагающее клиенткам заниматься по программе 30-минутного силового и кардиотренинга, который позволяет проработать все важные группы мышц и сжечь до 500 калорий за тренировку. В такие центры закупается специальное, «упрощенное» оборудование, которое к тому же требуется в значительно меньшем количестве, чем в обычный фитнес-клуб. Велнес-студии — это клубы легкого фитнеса и коррекции фигуры, где во время занятий от клиенток практически не требуется никаких физических усилий: здесь нужно только лежать, расслабляться и получать удовольствие, в то время как специальные велнес-тренажеры (тонусные столы, виброплатформы, роликовые массажеры и др.) помогают сжечь лишние калории и подтянуть проблемные зоны. Стоит заметить, что разделение этих двух форматов достаточно условное: многие подобные заведения предлагают одновременно и фитнес-, и велнес-программы, а также вводят целый перечень «сопутствующих» услуг (составление программ питания и похудания, массаж, солярий, сауна, SPA, фитнес-бар). Ограничением для франчайзи здесь может быть только наличие свободной площади, а иногда — требования франчайзера. Ценность формата для потребителя достаточно очевидна: известно ведь, что для многих частота занятий фитнесом обратно пропорциональна расстоянию, которое требуется преодолеть до клуба. В этом смысле небольшой женский фитнес-центр или велнес-студия у дома или офиса — прекрасная альтернатива большому, но удаленному фитнес-клубу. Неудивительно, что такие заведения очень популярны среди женщин самых разных возрастов и национальностей, и поэтому женский фитнес и велнес активно развиваются во многих странах мира. Первопроходцами формата стали американцы, супруги Гарри и Дайана Хевин, которые открыли свой первый женский фитнес-центр под вывеской Curves в Техасе в 1992 году. Именно они с самого начала стали продвигать идею «экспресс-фитнеса», предложив своим клиенткам удобные 30-минутные программы тренировок. Неофициальным девизом сети стали слова, которые в значительной степени определяют атмосферу заведений: «Без макияжа, без мужчин, без зеркал». Curves обрела невероятную популярность среди женщин в США, а затем и по всему миру — настолько, что в конце концов поставила исторический рекорд по скорости развития. На открытие первых семи тысяч точек у Curves ушло менее десяти лет, в то время как у McDonald’s — 25, а у Subway — 26. В России женский фитнес стартовал в 2003 году, когда две отечественные предпринимательницы — Ирина Чирва и Елена Коростылева — открыли в Санкт-Петербурге первый «Тонус-клуб», вложив в него $30 тыс. На рынок оздоровительных услуг они выводили свое заведение под несколько провокационным лозунгом «Фитнес для ленивых», который, как оказалось, обеспечил им стопроцентное попадание в аудиторию. Первую франшизу предпринимательницы продали в 2007-м, и на сегодня в сети «Тонус-клуб» — 111 заведений (собственных — три). Как в шутку подсчитали в компании, клиентки за девять лет похудели на 350 тонн. Успех «Тонус-клубов» привлек на рынок множество последователей. Велнес-франшизы в России предлагают Slimclub, «Атмосфера», Vitality Centre. Франшизы женских фитнес-клубов в стране сегодня продают сети «Броско фитнес», «Талия фитнес» и, конечно же, американская Curves. Стоит отметить, что «Броско» практически скопировала в свое время Curves: концепции этих клубов и их предложения по франшизе очень похожи, но это не мешает обоим игрокам полноценно развиваться на российском рынке. Форматом заинтересовались и признанные лидеры отечественной фитнес-индустрии. Так, «Планета фитнес» запустила концепцию «Фитнес Точка ру», что само по себе свидетельствует о перспективности направления и большом будущем сегмента. Паушальные взносы при покупке женских фитнес- и велнес-франшиз весьма велики, что имеет свое объяснение. Ведь франчайзеры не только продают оборудование своим партнерам, но и обучают персонал, консультируют по организации бизнеса, выстраивают маркетинговую стратегию партнерскому заведению. Самую высокую плату за присоединение к сети взимают «Тонус-клуб» и «Броско» — 420 и 450 тысяч рублей соответственно, самую низкую, 100 тысяч — Vitality Centre. В данном случае размер паушального взноса напрямую зависит от степени распространенности бренда: Vitality Centre только выходит на рынок, в то время как «Тонус-клуб» и «Броско» — уже старожилы и успели развить свою сеть. Другой немаловажный финансовый параметр любой франшизы — роялти. Тут подходы франчайзеров, работающих в сегменте, значительно различаются. Фиксированное роялти установлено по франшизе «Броско», Vitality Centre и «Талии фитнес». Между тем «Фитнес-точка», «Тонус-клуб» и Slimclub берут процент от выручки франчайзи, причем сумма отчислений зависит в том числе и от площади клуба. А франчайзер «Атмосфера» пытается привлечь внимание к своей франшизе с помощью нулевого роялти, установленного вплоть до конца 2012 года. Наиболее рациональный подход, как показывает практика, — это роялти с фиксированной ставкой на квадратный метр, поскольку выручка франчайзи очень сильно разнится в зависимости от площади, занимаемой клубом, и, соответственно, от предлагаемого набора услуг. Разумеется, ничто не мешает предпринимателю не открывать клуб по франшизе, а пуститься в самостоятельное плавание. Тем более что на рынке уже появились компании, занимающиеся консалтингом по созданию подобного бизнеса (часто они так или иначе аффилированы с поставщиками соответствующего оборудования). Правда, в этом случае нужно приготовиться к самостоятельному набиванию шишек: все-таки «легкий фитнес» вовсе не синоним «легкого бизнеса». 1 От англ. wellness — хорошее здоровье, самочувствие.
Об авторе: Алеся Следина — консультант по франчайзингу компании «ФРАНКОН» |
| |