сайт
NEW
Дизайнерский подход

ДОБРАЯ ТРАДИЦИЯ ДЕЛАТЬ ПО СЛУЧАЮ ОКОНЧАНИЯ ШКОЛЫ И ВУЗА ПАМЯТНЫЙ АЛЬБОМ С ФОТОГРАФИЯМИ ОДНОКАШНИКОВ МОЖЕТ ОКАЗАТЬСЯ ХОРОШЕЙ ОСНОВОЙ ДЛЯ СТУДЕНЧЕСКОГО БИЗНЕСА. ОСОБЕННО, ЕСЛИ ПОДОЙТИ К ДЕЛУ ПО­ДИЗАЙНЕРСКИ.

Совладелец компании Photobook Рамиль Мухоряпов разглядел идею для своего бизнеса вскорости после получения диплома Финансовой академии при Правительстве РФ в 2007 году, столкнувшись с дилетантизмом компаний, предлагавших услуги по изготовлению выпускных альбомов. Казалось бы, простейшая вещь: типовой альбом на «пружинке» с фотографиями выпускников — на память о студенческих годах. Однако заказанного для всего курса тиража Рамилю пришлось в итоге дожидаться… полтора года! Почему-то сразу захотелось самому забраться в эту предпринимательскую нишу и показать, как нужно вести дела. Что он и сделал, зарегистрировав компанию на пару с коллегой по студсовету академии. Старт из гущи студенческой «тусовки» оказался быстрым: набрали небольшой штат из дизайнеров и фотографов, «включили» свои связи в альма-матер и знакомства со студентами в других столичных вузах — и заказы пошли почти сразу.

Вскоре проявился один любопытный феномен «выпускного» стартапа: вчерашние заказчики начали пополнять штат компании. Люди-то все больше активные и с организаторскими способностями — кому же еще сокурсники доверяют общественно-полезные начинания вроде хлопот по поводу альбома? Устраивались менеджерами, а особо отличившиеся становились впоследствии топ-менеджерами или даже совладельцами. Как, например, Анна Казалупова — ныне генеральный директор Photobook, или Андрей Гейер, пришедший в свое время заказывать альбом для пятого курса химфака МГУ, а теперь ставший третьим партнером в компании. «Если честно, тогда Photobook на несколько дней задержал выполнение заказа, — подтрунивает Гейер. — Зато за месяц до выпускного я получил предложение о работе».

Альбомный бизнес — очень неровный: то пусто, то вал заказов. А в июле–августе и вовсе устанавливается полный штиль. Это время партнеры всегда старались использовать для мозговых штурмов и работы над ошибками. Много ли у каждого отдельно взятого человека в жизни поводов увековечивать какие-то вехи и свою причастность к тому или иному коллективу альбомами? Обычно от силы пять–шесть: детский сад, первый класс, окончание начальной, а потом средней школы, выпуск из института — что еще? Осмотрелись вокруг — и решили добавить к «школьному» и «студенческому» направлениям еще и «корпоративное». Впрочем, пока компании не привыкли к тому, чтобы увековечивать свои важные события или юбилеи с помощью фотокниги. Так что у менеджеров по продажам еще довольно много работы. Зато школы обнаружили интерес к корпоративным атрибутам. Поэтому компании пришлось немного уйти в сторону от профильной деятельности и выпускать для них дневники, тетрадки с символикой школы, а также разнообразную сувенирку.

Заказы шаблонных выпускных альбомов неплохо загружали работой в первое время. Но хотелось сделать и что-то особенное. К выпуску 2009 года было изготовлено несколько пробных альбомов с индивидуальным дизайном. Взяв в руки первые экземпляры дизайнерских «фотобуков», партнеры испытали что-то вроде эйфории: продукт вышел с подлинным «вау-эффектом». «Получившееся настолько нам понравилось, что впредь мы решили заниматься только такими альбомами», — вспоминает Андрей Гейер.

Впрочем, переход от производства «ширпотреба» на «эксклюзив» потребовал серьезной перестройки бизнес-процессов и отчасти — изменений в концепции продукта. Дизайнерские альбомы делать дольше (в среднем 4–5 месяцев), они требуют более плотного общения с заказчиком и привлечения высококвалифицированных специалистов (как минимум требуется штатный арт-директор). Все это способно серьезно поднять себестоимость. Как приблизить цену единицы продукции к финансовым возможностям молодой аудитории? Выход нашли в том, чтобы настраивать заказчиков на больший тираж. Ведь школьный альбом можно делать на один класс, а можно — сразу на все параллельные, и тогда единица продукции будет обходиться намного дешевле. В этом есть не только экономический смысл. Например, дети зачастую могут недолюбливать своих одноклассников — и при этом дружить с ребятами из параллельных классов. Студенты тоже в основном не против объемных «фотобуков», включающих сразу весь выпускной курс. К тому же рядом с фотографией в альбоме принято размещать электронный адрес и телефон. Таким образом, у выпускника, помимо «воспоминаний», остается огромная книга контактов, которые когда-нибудь ему могут понадобиться.

Ставка на тиражность сыграла. Например, для одного из выпусков Финансовой академии в Photobook сделали сразу почти тысячу альбомов, объединив, по заявкам большинства, выпускные фотоальбомы всех факультетов в «Книгу года». Бывают и «тоненькие» заказы. «Недавно мы все-таки согласились выполнить альбом для группы студентов из двадцати человек, — говорит Гейер. — Но только с условием: заказчики не будут против того, что мы протестируем на них свою идею. Нам захотелось сделать альбом, стилизованный под номер журнала «Эсквайр».

По словам Гейера, все-таки большие тиражи у компании в приоритете. Однако у малотиражных школьных заказов тоже есть свои плюсы. «У заказчиков-студентов обычно зашкаливает собственный креатив, и это порой мешает работать, — говорят в Photobook. — А родители школьников склонны больше доверять вкусу исполнителя».

Дизайнерские альбомы — «сложносочиненный» продукт, и хлопот с их производством много. Менеджер Photobook обычно отвечает головой сразу за 30–40 проектов и с каждым проходит этапы, требующие постоянного согласования с заказчиком: бриф, концепт, дизайн-макет, фотосессия для коллектива, сбор материалов (анкет и контактов выпускников, а по желанию заказчика — и архивных фото, биографий и т. д.). «Чтобы упростить этот процесс, — рассказывает Андрей Гейер, — мы вот-вот запустим онлайн-сервис, который позволит зарегистрированным заказчикам самим закачивать необходимую визуальную и текстовую информацию и отбирать свои фотографии, которые появятся в альбоме».

Отдельная история — работа с дизайнерами на «удаленке» и фрилансерами, которых собралось вокруг проекта немало. Кто с этим сталкивался — знает, какой догляд требуется за этим разношерстным трудовым ресурсом. Фрилансеры пропадают и перестают выходить на связь, не сделав и половины работы; их неожиданно забирают в армию; зловредные соседи сверху то и дело заливают их водой, выводя из строя компьютер в самый неподходящий момент… Компании, сумевшей обуздать всю эту стихию и обеспечить конечному заказчику качество и выполнение работ в срок, по плечу любые управленческие задачи. В Photobook уверяют, что с фриланс-менеджментом у них полный порядок.

Компания уже начала тиражировать свои отработанные технологии и открыла франчайзинговые офисы в пяти городах. За пять лет своего существования она справилась с 25 тысячами студенческих заказов в Москве. Примерно тысячу заказов на «фотобуки» в год в общей сложности выполняют региональные офисы. Школьные выпускные альбомы дают более скромные объемы — 4 тысячи за три года, однако обещают долгосрочное сотрудничество: ведь дети вырастут и куда-нибудь поступят — да и событий, для увековечивания которых потребуется дизайнерский подход, у них впереди намного больше.

 

Комментарии ВКонтакте
Яндекс.Метрика