сайт
NEW

Расходы на личный легковой автомобиль

Одним из самых распространённых вопросов, возникающих у ИП, находящихся на УСН с налоговой базой в виде доходов, уменьшенных на величину расходов, является вопрос о том, имеет ли право предприниматель включить в расходы, уменьшающие налоговую базу, свои затраты на приобретение личного легкового автомобиля и на его эксплуатацию. В налоговом законодательстве нет прямого ответа на данный вопрос, поэтому для ответа на него придётся обращаться к сложившемуся мнению специалистов Минфина и других экспертов, а также к судебной практике.

Затраты на приобретение автомобиля

Для того, чтобы включить в состав расходов свои затраты на приобретение личного автомобиля, предприниматель должен уметь доказать, что данный автомобиль является основным средством, т.е. является средством труда, непосредственно используемым для осуществления деятельности. Чем дальше предпринимательская деятельность от перевозок, разъездов и т.п., тем труднее это будет доказывать.

Например, имеется судебный прецедент, когда ИП, занимающийся установкой металлопластиковых конструкций, включил в состав расходов стоимость легкового автомобиля, который он использовал, по его словам, для «получения заказов, проведения замеров и доставки комплектующих». Налоговая инспекция посчитала включение в расходы неправомерным, «поскольку предприниматель осуществляет вид деятельности, не относящийся к грузовым и пассажирским грузоперевозкам», доначислила налог, пени и штраф.

Предприниматель оспорил действия инспекции в суде, и суды разных инстанций поддержали его. Ключевые фразы судебного постановления следующие: 

  • «Автомобиль приобретен и использовался предпринимателем непосредственно в процессе предпринимательской деятельности, с целью получения дохода от данного вида деятельности, а доводы налогового органа об использовании транспортного средства в личных целях носят предположительный характер».
  • «Налоговое законодательство не содержит ограничений по включению в расходы затрат по приобретению и обслуживанию транспортных средств, приобретенных для осуществления предпринимательской деятельности. В этой связи доводы инспекции о том, что расходы принимаются лишь при осуществлении деятельности, связанной с грузовыми и пассажирскими перевозками, не основаны на законе». (Постановление ФАС Уральского округа от 18 октября 2007 г. по делу № Ф09-8532/07-С3).

 

Тем не менее, нельзя рассчитывать на то, что со стороны налоговых органов не будет подобных претензий в дальнейшем. Так, в своём Письме от 26.03.2008 г. № 03-04-05-01/79 Минфин РФ утверждает следующее: «Легковой автомобиль, используемый индивидуальным предпринимателем для поездок в банк, налоговые инспекции, центры технического обслуживания, к покупателям и поставщикам для заключения договоров, не может быть признан основным средством».

Таким образом, включая в расходы затраты на приобретение автомобиля, при том что использование этого автомобиля в экономической деятельности не вполне очевидно, предприниматель серьёзно рискует вступить встретить со стороны налоговых органов непонимание, с которым, возможно, придётся бороться в суде. Гарантии, что в другой раз решение суда будет столь же благоприятным для предпринимателя, нет.

По всей видимости, при решении вопроса о внесении в состав расходов затрат на ремонт личного автомобиля нужно ответить на тот же вопрос: сможет ли предприниматель доказать, что личный автомобиль является для него основным средством.

Затраты на эксплуатацию автомобиля

У ИП есть основания включить затраты на эксплуатацию личного легкового автомобиля (прежде всего, на покупку топлива) в свои расходы, если поездки были направлены на осуществление предпринимательской деятельности. Для этого не нужно добиваться признания личного автомобиля основным средством. Если ИП занимается транспортными перевозками, то такие затраты относятся к материальным расходам, а если другой деятельностью, то они подходят как расходы на служебный транспорт, поскольку в законодательстве нет очевидных препятствий для отнесения понятия «служебный транспорт» к личному транспорту ИП, используемому в предпринимательских целях. Надо заметить, что нередко применяемая в организациях компенсация использования личного транспорта в служебных целях, по сложившемуся мнению, относится только к наёмным работникам и не применима к ИП, эксплуатирующим свой автомобиль лично.

Если предприниматель решит указать в расходах затраты на покупку бензина для своего личного автомобиля, то обычных кассовых чеков, полученных на АЗС, будет недостаточно. Кроме них должны быть представлены документы, свидетельствующие о маршрутах поездок. В качестве таких документов обычно используются путевые листы. Форма путевых листов в настоящее время установлена только для автотранспортных предприятий. ИП, занимающиеся иной деятельностью, могут разработать собственные формы подобных документов, которые иногда ещё называют маршрутными листами. По мнению некоторых авторов в них обязательно должны содержаться следующие сведения:

  1. маршрут (маршрут должен свидетельствовать о предпринимательском характере поездки),
  2. время выезда и возвращения,
  3. соответствующие показания одометра.

Чтобы не изобретать что-то своё можно воспользоваться установленной формой. Возможно, что более подходящей будет форма путевого листа для ИП, установленная в ныне отменённом приказе Минтранса.

Вполне вероятно, что у налоговиков может возникнуть мнение о том, что расходы на топливо ИП должны укладываться в нормы, установленные «Методическими рекомендациями нормы расхода топлив и смазочных материалов на автомобильном транспорте», утверждёнными распоряжением Минтранса РФ от 14.03.2008 г. № АМ-23-р. Поэтому ИП лучше ознакомиться с этим документом и соотноситься с его нормами.

Хотя включение в состав расходов, уменьшающих налоговую базу, затрат на топливо для личного автомобиля отстоять проще, чем затраты на его приобретение, всё-таки определённый риск сохраняется. Есть неприятный судебный прецедент, когда арбитражный суд запретил включать такие затраты в расходы ИП, занимающемуся юридической деятельностью (Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 26.02.2008 г. № Ф04-1130/2008(973-А45-34). Хотя речь там идёт не о налогоплательщике УСН, аргументация суда универсальная – автомобиль не является основным средством, поэтому затраты на его эксплуатацию в расходы включаться не должны.

Включение в расходы прочих затрат на эксплуатацию, например, на мойку или охраняемую стоянку, по всей видимости, ещё с большей вероятностью могут вызвать со стороны налоговых органов требования обосновать включение автомобиля в состав основных средств.

Таким образом, ИП, не занимающийся автоперевозками, тем не менее, может включать в состав расходов затраты на бензин для личного автомобиля, но только при условии документального обоснования экономической целесообразности поездок с точки зрения своей предпринимательской деятельности. При этом некоторый риск появления претензий со стороны налоговых органов сохраняется.

Бланки документов:

Путевой лист легкового автомобиля (Форма №3)

Путевой лист легкового автомобиля индивидуального предпринимателя (Форма №ПЛ-1)

Также см.

Расходы ИП на УСН

Источник: www.b-kontur.ru

 

Комментарии ВКонтакте
Яндекс.Метрика